
Прежде всего мне хотелось обратить внимание на использование смартфона в качестве классного цифрового транспорта. Но тема стала обрастать и другими применениями. ;)
Получилось такое оглавление:
1.iPhone в качестве цифрового транспорта.
2.Плейер и настройки.
3.Инструменты: специализированный софт.
4.Наушники.
5.Железо. Предпочитаемые модели.
Несколько слов об условиях экспериментов, и приступим.
Стоимость экспериментов около $50.
Компоненты системы, на которой я экспериментировал:
PowerBook G4
Edel USB to I2S/SPDIF interface, в моем случае в режиме usb audio class 1
ЦАП
Resolution Audio Quantum (Ultra Analog D20400A)
АС
Altec 604E
Ну и iPhone 5s с iOS8.1.1.2 и Lightning to USB Camera Adapter
О софтверных проигрывателях, которыми я пользуюсь, и настройках телефона ниже.
Все эксперименты проводились только на формате Рэд Бук 16/44.1, как основновном для меня музыкальном формате. Но стоит проверить и работу с хай рез: с разъема Lightning можно взять сигнал вплоть до 24/96.
Итак, поехали:
1.iPhone в качестве цифрового транспорта (до 96/24, а также 5.6 MHz DSD).
После первых экспериментов c 30 пиновыми яблочными девайсами Wadia (iTRANSPORT 171), с появлением нового разъема Lightning возможность снять цифру оставили для сертифицированный партнеров Apple.
Но не всё то золото, что имеет дырку usb с поддержкой iPhone.
Например, меня удивил портативный ЦАП - усилитель, не самой последней в аудио фирмы, стоимостью $400, которому iPhone 5s шансов не оставляет при работе на низкоомные наушники (!). Мне как-то не верится, что у меня какой-то особый iPhone.
Для ЦАП «по-старше» и «по-круче» стандартных решений по подключению не было до появления iOS7 год назад. Мне стало интересно, что можно получить, используя недокументированную возможность снятия цифрового аудио сигнала, подмеченную американскими гиками с использованием шнурока Lightning to USB Camera Adapter.
Нужно:
iPhone или iPad с iOS7 или iOS8 (только эти операционки позволяют вывести цифровой звук с разъема Lightning вплоть до 24/96, а также 5.6 MHz DSD)
USB Dac или USB - spdif конвертер и приличный DAC.
Lightning to USB Camera Adapter
вот такой:
http://store.apple.com/us/product/MD821ZM/A/lightning-to-usb-camera-adapter?fnode=3a

Для упрощения экспериментов - usb изолятор или внешнее usb питание, например активный хаб.
Дело в том, что с Lightning to USB Camera Adapter iPhone или iPad могут быть управляющими устройствами, но питать никого не собираются.
Так, iPad может кормить потребителя через usb, но током не более 5мА.
С iPhone - нет данных: сама возможность подключения кабеля к нему - недокументирована.
Итак, взяли телефончик, воткнули беленький коротенький шнурочек, дальше хаб, на всякий случай, и с интересом проводим вечер пытаясь подключить разные usb-предметы, в надежде, что что-то получится. Получается, например, подсоединить клавиатуру. ;)
Еще получается - ЦАП. Хорошо бы напрямую, без хаба, но получается не всегда.
Чаще с iPad. Но с хабом все получится.
Для сравнения использовался заточенный под музыку PowerBook G4, который, в свою очередь, не оставил шансов моему рабочему MacBook Pro со всякими Audirvana-ми на борту и ничем не уступал «музыкальным» ноутбукам на Винде.
Первый эксперимент.
Подключение к ЦАП велось через Edel USB to SPDIF interface.
Протокол usb audio class 1.
В этой связке внешнее питание потребовалось.

Я не стану детально описывать звук в сравнении неизвестных сообществу компонентов, но могу заверить, что результат достойный, компу не только не уступающий, но…
Превосходство iPhone в заметно большей прозрачности картинки, прежде всего.
Впрочем, сами попробуйте. Сравним впечатления.
Второй эксперимент был с 4733 47 Laboratory.
iPhone принял его как родного.
Питание USB у япошки полностью изолированное.
Поэтому iPhone принял ЦАП без возражений и требований к доп. питанию.
Никаких сравнений по звучанию с 47 лабс. я не проводил.
Можно считать, что прошла проверка совместимости.
2.Плейер и настройки.
Результат использования iPhone, как цифрового транспорта, радует даже без плясок с бубном. Но нам так не интересно.
Итак, - пляски.
iTunes и здесь, на iPhone, самый неудачный по звуку и неудобный (а как же flac + cue ?) софтверный проигрыватель.
К тому же любые эксперимены с выводом цифры 96/24, а также 5.6 MHz DSD требуют стороннего софта.
Прелесть в том, что многие используют свои собственные аудио кодеки, написанные на низкоуровневых языках. Neutron, например на C++. Не ассемблер, но всё таки. Можно выбрать по вкусу, вместо ненавистного iTunes.
Для меня важно чтоб воспроизводились flac+cue.
Из того что понравилось:
Golden Ear
https://itunes.apple.com/ua/app/golden-ear/id407945101?mt=8
это единственный из перечисленных, не работающий с DSD
Neutron
https://itunes.apple.com/ua/app/neutron-music-player/id766858884?mt=8

Понравившийся Карелину на Блекбери, а год назад написанный под Apple
Вот тут целый полигон для любителей настроек. Удобным назвать его сложно,
зато чувствуешь себя за штурвалом истребителя.
Onkyo
https://itunes.apple.com/ua/app/onkyo-hf-player/id704139896?mt=8
Главный недостаток - непонимание .cue, во всяком случае, на декабрь 2014
А воспроизводить весь концерт одним треком не всегда удобно.
Из интересного - удобный эквалайзер на 16000 полос.
Для экспериментов иногда использую.
По звуку и «Золотой» и Нейтронный» и, Онкио играют хорошо, заметно лучше iTunes, на мой вкус, но несколько по-разному. Выбор абсолютного победителя, что в режиме использования iPhone в качестве цифротранспорта, что в режиме воспроизведения на наушники,- вопрос вкуса. Разница невелика.
Для любителей сложностей:
- отключаем все виды связи одной кнопкой, переведя телефон в режим полета
- закрываем все открытые программы
- чистим память, например, программой TapBoost, взятой из Battery Doktor
https://itunes.apple.com/app/id615987910?mt=8

Она отдельной иконкой выводится.
Не могу сказать, что эти параноидальные, как для телефона, приемы имеют значение.
Во всяком случае при работе на Edel. Т.е. лишние программы я закрываю, по привычке всегда, а вот вырубать связь,- нет.
3.Инструменты.
Пару слов о том, чем еще может быть полезен смартфон аудиофилу.
Пару слов о том, какими программами я пользуюсь.
- Cardas Clarifier
https://itunes.apple.com/ua/app/clarifier/id542514527?mt=8
Прогревающий и размагничивающий сигнал. Но прежде всего предмет для хвастовства.
- Audio Audit
https://itunes.apple.com/ua/app/audio-audit-free/id499135843?mt=8
Шумомер и генератор часто используемых сигналов.
- RevMeterPro
https://itunes.apple.com/ua/app/revmeter-pro/id357421594?mt=8
Точный и наглядный инструмент для измерения времени реверберации.
Для меня важно, что программа показывает эпюру времени реверберации в зависимости от частоты.


- Shazam
https://itunes.apple.com/ua/app/shazam/id284993459?mt=8
Определитель мелодии, который так часто используют, что упомянул только для полноты изложения.
К сожалению, померять частотку RTA без внешнего микрофона ($130) не удается из за довольно хитрой и, как я понимаю, неотключаемый обработки сигнала со встроенного микрофона на низких частотах у всех яблочных телефонов. Эппл использует это в системе интеллектуального шумоподавления для улучшения разборчивости голоса.
Поэтому все программы, умеющие мерять RTA оказываются бесполезны. Да и показания шумомера могут быть только ориентировочными по той же причине.
Если заморачиваться с микрофоном, то стоит обратить внимание на программу
RTA Pro
https://itunes.apple.com/ua/app/rta-pro/id703753970?mt=8
Эта программа позволяет откалибровать микрофон по референсному устройству в 1/3 октавных полосах.

Совсем недавно обнаружил, но не пробовал, вот такой микрофон ($25), к которому калибровочный файл прилагается.
http://www.daytonaudio.com/index.php/imm-6-idevice-calibrated-measurement-microphone.html
4.Наушники.
Хотелось найти что-то способное полноценно играть от iPhone 5s в пределах $300.
Изначально хотел в пределах $200, но сравнение c 30 долларовыми затычками Dasetn Audio ebony имени Александра Карелина ;) , шансов не оставило.
Поэтому пройдя мимо Sennheizer HD 598 пришлось идти в более дорогую ценовую категорию.
Главное требование - наилучшим образом играть с iPhone 5s без дополнительного усиления.
Задача усложнялась тем, что опыта в построении ушных систем, в отличие от комнатных у меня не было. Слушать в «затычках» мне неудобно, а Порта Про хороши, разве что, кино в дороге посмотреть. Поэтому искал что-то большое и удобное, и, пока успокоился, несколько десятков всякого послушать пришлось.
Больше всего понравились «пацанячие» по звуку Sennheiser Momentum
и значительно более интеллигентные Grado новой версии «е». Новая серия "е" (в отличие от предыдущих) без всяких компромиссов по громкости работает с iphone и имеет более ровную, на мой вкус работу на ВЧ.
В переслушанном удивили странные вопросы сочетаемости в заточенных под портатив моделях высшего эшелона. Например, Beyerdynamic T5p. Зачем производителю говорить о совмести с портативом, если наушники на iPhone звучат совершенно не интересно. Впрочем у Байера я ни одной модели не нашел, которая бы спелась с телефоном. Исключение - знаменитые Beyerdynamic DT48, но это уже по характеру звука герой не моего романа. Хотя вслед за Лихницким, я с большим интересом послушал на них несколько граммофонных записей.
Взял Grado 325е. Правда понадобился 200 часовый прогрев и новые амбюшоры, чтоб решиться. Амбюшоры типа L идущие штатно с 325e для моих ушей маловаты и дают неровности на верхней середине. Сразу взял большие - G-Cushions. Они не только удобнее, они еще и заметно больше воздуха и естественности дают в звучании, вынося звук за пределы головы (я для этого и брал открытые наушники).
На оргАне - очень существенное улучшение, например.
5.Железо.
Вначале особо секретные неофициальные тех. данные аудио части iPhone собранные в интернете.
output impedance
iPhone 5 4.5 ohms
iPhone 5s 2.3 ohms
iPhone 6 3.2 ohms
Ясно, что везде стоят class D amplifier by Cirrus Logic
В iPhone 5s
Audio Codec: 338S1201
Class D Amplifier: 338S1202
Уж не знаю, почему мой коллега фотограф - тестер Кэн Роквел вспомнил музыкальную молодость и занялся тестами аудио и телефонов, но техническая информация об iPhone у него, пожалуй самая полная да и железо для тестирования заслуживает уважение:
http://www.kenrockwell.com/apple/iphone-6-plus.htm
Хотя звуковые предпочтения, судя по выбору наушников (он выбрал Beyerdynamic T51i, которые мне не показались интересными), у нас сильно отличаются, да и подходы то же.
Как играют разные iphone по цифре - понятия не имею.
Если говорить о использовании выхода на наушники для получения нераздражадющего звучания (не будем всё же слишком оптимистичны по поводу аудио возможностей устройства) для меня эта идея пришла только после появления iPhone 5. На мое ухо «5» - первое яблочное устройство, которое час можно слушать.
До этого все мое яблочное аудио книгами и ограничивалось. Задумался о наушниках с появлением iPhone5s: он значительно динамичнее, и ровнее на краях диапазона, имеет более мощный усилитель по сравнению с пятеркой. Прогресс однако.
Насколько я понимаю, iPod и iPad, с теми же аудио чипами должны дать схожий результат (не слышал, предположение). iPhone 6 в руки не попадал.
Желающим использовать iPhone 5s в качестве аналогового источника: такого результата как в наушниках Вы не получите... Лучше включать iPhone прямо в мощник. Объяснить не могу: в наушниках нет претензий по динамике, а как только к преду подключаешь,- сглаженная динамика получается.
Какая то эзотерика на уровне короткого тракта...
То же мне 47 лабс. :)
Сам факт использования недокументированных возможностей оборудования и недостаточное количество экспериментов приводят к тому, что все результаты имеют лишь частный характер, т.е. работают по описанному на аналогичном оборудовании. Надеюсь с Вашей помощью мы сможем сделать более общие выводы.
В т.ч. и с другими телефонами и usb ЦАП или usb-spdif конвертерами, с форматами высокого разрешения.
Разумеется в использовании iPhone определяющую роль играет удобство.
Мне не удобно пользоваться телефоном, как основным музыкальным источником, несмотря на то, что он лежит возле меня на 5м. usb шнурке.
Зато мне очень удобно использовать его как музыкальный контейнер, который я могу подключить наилучшим образом к домашней или рабочей системе.
Вообще тема создавалась для того, чтоб с Вашей помощью начать практическую работу над ошибками.